Из истории Московского Международного Форума «Одаренные дети» | Brief milestones' survey of Moscow International Forum "Talented kids"

В 1998 году в печати была опубликована президентская программа «Дети России». В числе 11 разделов этого документа есть и тот, что посвящен одаренным детям. Именно он и подтолкнул к мысли об организации Форума «Одаренные дети».

Путь от идеи к делу далек только у тех, кто ничего не делает. В рекордные сроки программа проведения Московского Форума «Одаренные дети» по семи профессионально-ориентированным номинациям была написана и отправлена в Министерство культуры РФ и Министерство образования РФ. В отличие от других конкурсов для учащихся школ, лицеев, гимназий, которые обычно проводятся по школьным предметам, программа Форума включала конкурсы, связанные с выбором будущей профессии. Идея Форума была признана вполне соответствующей президентской программе. А дальше началась кропотливая организационно-подготовительная работа, которую взяли на себя ректор, преподаватели и студенты ИГУМО. Искали спонсоров, но первые два года почти никто не откликался, так что расходы тоже ложились на бюджет института. Неонила Федоровна вспоминает, как сама ездила по оптовым рынкам, выбирая мягкие игрушки для награждения победителей, как заказывала футболки с эмблемой Форума, как допоздна засиживалась в институте, подготавливая бесконечные письма, задания, прочую документацию…

Первый зам. Министра образования В.Д. Шадриков на Форуме в Политехническом Музее 29 мая 1998 г.

Первый зам. Министра образования В.Д. Шадриков на Форуме в Политехническом Музее 29 мая 1998 г.

Форум «Одаренные дети» стал в институте не просто общим делом, а любимым ребенком. В него было вложено столько душевных и физических сил, что не состояться он уже не мог. Первый этап в феврале 1998 года собрал около 500 участников из Москвы и Подмосковья. В том же году на апрельские отборочные туры в ИГУМО съехалось уже вдвое больше участников. 29 мая прошли финальные состязания в Политехническом музее, где перед жюри в рамках 11 конкурсных номинаций предстали не только москвичи, но и ребята из 12 регионов России. Новое дело обрело новых сторонников. Прекрасным праздником в Политехническом музее история Форума-98 не закончилась. Следующий этап состоялся в декабре 1998 года уже по 14 номинациям, включавшим конкурсы народного творчества, изобразительного искусства и художественной фотографии. Детей, желающих участвовать в состязаниях, набралось уже 2,5 тысячи. Для проведения финала пришлось арендовать кинотеатр «Варшава» и разделить конкурсантов на два потока. В фойе кинотеатра разместились интереснейшие выставки, а на сцене проходили яркие выступления юных талантов. День выдался морозный, но энергия детей, весело шагавших на праздник знаний и талантов, казалось, могла растопить любой лед.

В 1999 году, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина, программа Форума была пронизана идеями его творчества. Участники должны были найти в жизни и творчестве Александра Сергеевича то общее, что было связано с выбранной ими профессией. Творчество Пушкина через призму юридической или экономической науки — не каждый взрослый справится с такой работой! А школьники, приехавшие на Форум, увлеченно писали и рассказывали об этом, да так, что наградить хотелось всех без исключения.

В 1999 году церемония награждения и закрытия Форума впервые проходила в Колонном зале Дома союзов. Победители конкурсов прошли по этому величественному залу в костюмах пушкинских героев. Кого здесь только не было! Персонажи сказок, знакомых с детства, и возвышенно-романтические герои романа «Евгений Онегин» шли рядом.

Наработанный за первые два года авторитет позволил обратиться за поддержкой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Его Святейшество с готовностью откликнулся, благословил Форум и дал добро на введение еще одной номинации — «Юные богословы». С 2000 года на всех дипломах участников стоит подпись Патриарха, и это святое прикосновение греет тысячи детских сердец по всей стране.

Девиз Форума в 2000 году — «Я люблю тебя, Россия!». В этих словах каждый участник находил свои грани любви к Отечеству. В качестве домашнего задания конкурсанты должны были подготовить рассказы о выдающихся представителях выбранной профессии. Задание предполагало не просто пересказ учебников и справочников, а творческое изложение тех событий, которые происходили с великими людьми на их жизненном пути. К тому же, в ходе отборочного тура проверялась способность каждого участника защитить свой выбор героя, увлечь рассказом всех слушателей, доказать свою точку зрения на изложенные события.

Не так-то просто стать участником Московского Форума, хотя никаких отборочных «отсевов» на региональном уровне и не существует. Мало иметь талант от Бога, необходимы еще огромное желание, целеустремленность, воля, умение работать над собой. Для выполнения домашних заданий много читать и писать приходится не только лингвистам и журналистам, но и танцорам, музыкантам, модельерам…

И еще одно творческое задание было предложено в 2000 году всем конкурсантам: подготовить монолог или театрализованную композицию на тему «Что бы я сделал для одаренных детей, если бы был меценатом». Это стало наглядным обращением к тем спонсорам, которые начинали понемногу поддерживать Форум. От этих театрализованных представлений стала интересней и разнообразней и сама конкурсная программа. Охватывая все больше людей, Форум становился постоянным творческим процессом, на протяжении которого учились друг у друга и духовно обогащались и дети, и взрослые.

Каждый год программа Форума реализуется под новым девизом: «За высокую нравственность в XXI веке» — 2001 год, «Благословенна родословная Земли Российской» — 2002 год, «Воспитание души — истинное служение Отечеству» — 2003 год. Девизы отражают основные задачи Форума: воспитать высоконравственное поколение россиян, способствовать профессиональной ориентации детей, формировать у них гражданскую ответственность и пробуждать интерес у нового поколения к истории России, ее прошлому.

Лауреатов Форума на сцене Кремлевского Дворца Съездов награждают первый вице спикер Государственной Думы РФ Слиска Л.К., Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Полтавченко Г.С., председатель Союза юристов г. Москвы Казмина М.М., Президент Российской Гильдии адвокатов Мирзоев Г.Б.

Лауреатов Форума на сцене Кремлевского Дворца Съездов награждают первый вице спикер Государственной Думы РФ Слиска Л.К., Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Полтавченко Г.С., председатель Союза юристов г. Москвы Казмина М.М., Президент Российской Гильдии адвокатов Мирзоев Г.Б.

В 2001 году Форум получил государственную поддержку, достаточно сказать, что его президентом стал полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Полтавченко Георгий Сергеевич. В состав оргкомитета вошли государственные и общественные деятели России, губернаторы областей и главы городов России, руководители Министерства образования РФ, Министерства культуры РФ и Комитетов по образованию и культуре регионов России, руководители крупных предприятий и компаний, представители СМИ, а также ученые, артисты, художники, писатели и видные общественные деятели.

В 2001 году одаренные дети России в своих творческих работах бросили вызов безнравственности, безликости и серости в нашем обществе. Они продемонстрировали свою готовность хорошими знаниями и пытливым умом преобразовать Россию. Председатель жюри номинации «Юные богословы» отец Василий (Мельничук) подчеркнул: «Самое главное, что в основе нравственности лежит религия. Мы должны помнить Заповеди Божьи, на которых строится как нравственность, так и этика христианской жизни. Господь призывает нас стать совершенными, как Отец наш Небесный совершенен есть». Все задания по номинациям были пронизаны идеями добра, благородства и нравственного совершенства.

В 2001 году программа Форума состояла уже из 20 номинаций. На Форуме смогли проявить себя юные лингвисты, юристы, экономисты, компьютерные специалисты, танцоры, музыканты, писатели, журналисты, богословы, историки, художники, модельеры, фотографы, актеры, мастера народного творчества, изобретатели, экологи, юмористы и даже губернаторы! Остальным участникам Форума предлагалось защитить свой профессиональный выбор в номинации «Успех моей будущей профессии».

Диплом лауреата Форума 2002 года.

Диплом лауреата Форума 2002 года.

В 2002 году первым заданием для всех участников было составление генеалогического древа своей семьи. Фантазия, проявленная при оформлении родословных, не может не восхитить! Девять тысяч детей и взрослых вспоминали и изучали свои родовые корни. Некоторые в своих исканиях смогли дойти до 13 века!

Результаты были представлены жюри в виде интереснейших страниц частной истории, проиллюстрированных фотографиями, а сами изображения древа рода варьировались от строгих схем до красочных вышитых полотен и мозаик. Можно с уверенностью сказать, что такой опыт семейного прикосновения к прошлому для нашей страны уникален.

Другая часть домашнего задания была связана непосредственно с выбранной профессией. Школьникам пришлось писать серьезные рассуждения и рефераты. Для этого потребовалось изучить много литературы, анализировать, узнавать любопытные подробности из истории или современности в той сфере деятельности, которой они отдали предпочтение. Домашние задания оценивались высокопрофессиональным жюри, а участники приглашались на второй, отборочный тур, который проходил уже в Москве, в Институте гуманитарного образования. Задания отборочного тура были известны заранее, поэтому можно было подготовиться к предстоящей дискуссии или выступлению. Те, кто выходил в третий тур, уже экспромтом отвечали на вопросы перед представительным жюри в одном из лучших концертных залов Москвы.

Работу жюри, которое участвует в Форуме на общественных началах, тоже не назовешь простой. Членам жюри, а это известнейшие представители различных сфер науки и бизнеса, образования и искусства, приходилось оценивать не только глубину знаний конкурсантов, их теоретическую подготовку, но и умение выступать перед аудиторией. Конкурсантам необходимо было создать во время выступления образ своего героя, подчеркнуть индивидуальность стиля, нестандартность подходов, умение отстаивать свою позицию в дискуссии и многое другое. И жюри зачастую было сложно выбирать из участников Форума самых талантливых.

Первый зам. Министра Киселёв А.Ф. на Форуме в Колонном Зале

Первый зам. Министра образования РФ Киселёв А.Ф. на Форуме в Колонном Зале

Актуальность девиза Форума 2003 года «Воспитание души — истинное служение Отечеству» очевидна. Возрождение России начинается с воспитания души каждого ее гражданина, так как каждый человек строит свою жизнь в соответствии со своими понятиями о благе, истине, пользе, которую он может принести другим. Для того чтобы приносить людям реальную пользу, для того чтобы жизнь имела истинный смысл, человек должен воспитывать свою душу, совершенствовать свои нравственные стремления, направляя их на благо своего Отечества. Начинать развитие души важно с самого раннего возраста. Значение Московского Международного Форума «Одаренные дети» в этом смысле неоценимо. Выполняя домашние задания, все участники Форума должны осмыслить такие понятия, как «душа», «призвание», «истинное служение Отечеству», уметь ответить на сложные вопросы: «Какие качества необходимо развивать для духовного становления личности? Нужны ли любовь к правде и истине; стремление к справедливости, добру, красоте, свободе; желание приносить пользу людям, способность любить свою Родину?».

Воспитание души — одна из основных задач Форума—2003. Только тогда, когда каждый ребенок будет осознавать себя личностью, когда он поймет свое предназначение на Земле и осознает себя гражданином великой страны, когда понятие «патриотизм» как стремление души к возвышению Родины станет для него определяющим, только тогда Россия действительно возродится, вновь обретет силу и величие.

Каждый последующий Форум не похож на предыдущий. Меняется не только девиз, но и увеличивается число участников и членов жюри, совершенствуется структура, повышается внимание к этому уникальному явлению. Неизменной остается только цель: отыскать юные таланты на просторах Земли Российской и создать оптимальные условия для их развития.

Форум «Одаренные дети» не только дает выход творческому потенциалу детей, но и укрепляет в них здоровое лидерство. Стремление проявить себя, стать первым в справедливой борьбе, показаться интересным в общении с ровесниками — разве не эти цели определяют меру активности ребенка?! Примечательно, что даже победители в своих комментариях на первое место ставили возможность интересного общения со сверстниками, а уже потом — призы и награды.

Откуда появляется вдохновение? Как приходит понимание, что ты можешь сделать что-то, чего не могут другие? Каждый наверняка даст на этот вопрос свой ответ. Для участников Форума он и не может быть единым — слишком уж разные сферы деятельности они представляют. Объединяет ребят главное: искренняя увлеченность. Когда есть у человека любимое дело, он и сам становится интересным для окружающих, активным в общении.

Хорошо, когда в юном даровании заложены еще и целеустремленность, запас сил и терпения. Но часто дети не способны оценить собственный талант, найти ему достойное применение. Для творческой души бывает проще продемонстрировать свои сокровенные работы незнакомому и далекому взрослому судье — то ли не так страшно, то ли больше надежды на объективную оценку. Зато такое задание Форума, как составление родословной, напротив, возвращает ребенка к самым близким. Наверняка в процессе рисования древа рода вспомнились замечательные истории, любопытные случаи из прошлого, и вся семья стала дружнее, крепче.

С 2003 года у Московского Форума появились свои приверженцы и последователи в многочисленных регионах России. И теперь уже в некоторых республиках, краях, областях, районах и городах страны проводятся региональные этапы Форума, победители которых достойно представляют свои территории, школы, творческие коллективы на Московском этапе.

Глава Республики Мордовия Меркушкин Н.И. принимает участие в заключительной церемонии Форума.

Глава Республики Мордовия Меркушкин Н.И. принимает участие в заключительной церемонии Форума.

В 2004 году о конкурсах Форума стало известно среди директоров школ и учителей Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии. И, как результат, дети из этих стран также присоединились к числу конкурсантов Московского Форума.

Но был ли путь Форума так безоблачен и светел, как можно было бы себе представить, читая эти строки? К сожалению, нет. Не все государственные чиновники успевают чутко улавливать вызовы времени и не каждому из них истинные потребности детей близки. Здесь были и зависть, и ревность, и просто привычное желание командовать всем и всеми. Были даже попытки мелких чиновников министерства образования опорочить саму идею и помешать Форуму, и тут некоторые не гнушались самыми низменными методами, вплоть до рассылки по органам управления образованием откровенной лжи о Форуме. И это несмотря на то, что и министры образования России, субъектов Федерации, их заместители, начальники управлений образования и культуры, главы республик, городов и районов России, активно поддержали идею яркого и незабываемого всероссийского конкурса детского интеллекта и талантов. К счастью, большая часть педагогического сообщества – это здоровая часть нации, осознающая свою ответственность перед будущим страны, которое и вырастает вместе с юным поколением россиян.

Так сколько же разных граней проявляется у Форума, сколько пользы приносит он? На этот вопрос можно ответить: столько же, сколько будет существовать это уникальное явление в социальной жизни нашего общества. Большой плюс в том, что каждый участник узнал что-то новое и поверил в себя. И совершенно бесценны человеческие отношения, что зарождаются на Форуме. Между прочим, две пары его участников, познакомившись во время конкурсов, уже создали собственные семьи. Вслед за старшими братьями и сестрами на Форум приходят младшие. И понимаешь, что дерево Московского Международного Форума «Одаренные дети» — это уже не тонкая осинка, дрожащая на ветру, а могучий дуб. Все дальше простираются его ветви, все глубже — корни, все больше приносит он плодов.

Благодарность Департамента молодежной политики Диплом лауреата 2001 Диплом лауреата 2003 Обращение Министра Образования РФ Фурсенко А.А. Обращение Министра Образования РФ Фурсенко А.А.
Обращение Губернатора Московской области Обращение из Дагестана Обращение Совета Федерации Благодарность Общественной Палаты

Положение о Форуме 2002

Благодарность Департамента молодежной политики

Диплом лауреата 2001

Диплом лауреата 2003

Обращение Министра Образования РФ Фурсенко А.А.

Обращение Министра Образования РФ Фурсенко А.А.

Обращение Губернатора Московской области

Обращение из Дагестана

Обращение Совета Федерации

Благодарность Общественной Палаты

Положение о Форуме 2002

21.07.2007