Публицистический очерк Рогачёвой Ольги, г. Ковылкино респ. Мордовия

Московский Международный Форум "Одаренные дети" Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация "Союз юных журналистов"

Рогачёва Ольга Сергеевна
Номинация №2 «Союз юных журналистов»
Республика Мордовия, г. Ковылкино
МОУ «Ковылкинская средняя
общеобразовательная школа №1»
11 Б класс

Публицистические материалы (очерк)

  «Чужой пример- это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет»

Счастлив человек, определивший для себя ориентиры жизненного пути, наметивший цели и направления своего развития! Счастлив тот, кому удалось встретить в пору взросления мудрого наставника, опытного учителя, Личность с большой буквы! Ведь учимся мы жить не тогда, когда слушаем пространные рассуждения о том, «что такое хорошо и что такое плохо», — учимся жить мы, наблюдая за окружающими нас взрослыми людьми, сравнивая их жизнь и поступки, делая выводы.
Я считаю, что мне повезло: мой классный руководитель, Татьяна Николаевна Волкова, стала для меня примером честного служения избранному делу, образцом лучших человеческих качеств…
В далеком 1956 году в рабочей семье родилась девочка Таня Волкова. Мама — бухгалтер завода «Автозапчасть», папа — водитель «ПМК-329»…Вырастили троих детей, всем дали образование. Не от родителей ли переняла Татьяна жизненный принцип: «Все, что делаешь, — делай хорошо, на совесть»?..                   
Училась она в Ковылкинской средней школе №1; закончив, поступила в Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. По окончании дипломированный учитель химии два года трудилась в Вечкенинской  средней школе Ковылкинского района, затем, в 1987г., перешла в Ковылкинскую среднюю школу №1, в которой работает и по сей день.
Преподавание химии из специальности, полученной в институте, стало призванием, причем, знакомясь с вехами профессиональной карьеры Татьяны Николаевны, убеждаешься, что призвание потребовало самоотдачи, дисциплины, упорного труда. Татьяна Николаевна с благодарностью вспоминает тех людей, которые — каждый по-своему — направили ее в жизни, оказали положительное влияние.
Это Мария Андреевна Чулкова, обучавшая Татьяну Николаевну химии в школьные годы. Химию Мария Андреевна преподавала как одну из самых нужных стране наук, любила ее искренне и самозабвенно. Скромный учитель, она была требовательна прежде всего к себе — и допустить плохие знания у своих учеников никак не могла. По ее стопам пошла Татьяна Николаевна, выбирая профессию.
Дерябина Наталья Евгеньевна… Встреча с ней оказалась судьбоносной для молодой выпускницы пединститута. Методист кафедры психологии Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Наталья Евгеньевна Дерябина разработала принципиально новые для сложившейся системы педагогики учебники и предложила Татьяне Николаевне принять участие в их апробации. Нужно было сначала научиться преподавать по этим книгам, освоить новые нетрадиционные подходы — а для этого ездить в Москву, учиться самой…Татьяна Николаевна, не колеблясь, приняла участие в эксперименте, который позволял детям осваивать предмет химию с 5 класса. Регулярно общаясь с Дерябиной Натальей Евгеньевной, Татьяна Николаевна училась у нее методическим приемам, помогающим обеспечить высокий результат — знания учеников.
Зоя Алексеевна Решетова, профессор, доктор психологических наук Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, возглавила группу психологов, разработавшую инновационный структурно- деятельностный подход, благодаря которому оказалось возможным обучать и развивать детей маленьких, больных. Эта технология создавалась специально для обучения детей Чернобыльской зоны и вошла в президентскую программу «Дети России». Тонкость восприятия жизни, психологический подход к каждому челов6еку — это то, чему не уставала учиться Татьяна Николаевна у интеллигентного, по-настоящему мудрого человека – Зои Алексеевны Решетовой. А системно — деятельностный подход взяла в качестве ведущего для своей педагогической деятельности.
Татьяна Николаевна Волкова убеждена, что эти встречи определили ее судьбу. Столь замечательные, интересные люди не могли не произвести яркого впечатления, не могли не стать примером, образцом вдумчивого, серьезного отношения к профессии.
Счастье учителя — в учениках, которые продолжают его дело. А таких учеников за 30 с лишним лет педагогической деятельности у Татьяны Николаевны немало. В нашей школе трудится одна из бывших выпускниц Татьяны Николаевны — ныне учитель химии, завуч Ковылкинской СОШ №1 Поршакова Елена Михайловна.
Надо сказать, что принцип «делай на совесть» Татьяна Николаевна реализует, доводя до совершенства каждое начатое дело. Судите сами: она учитель химии высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения; участвуя в реализации Приоритетного национально проекта «Образование», стала обладателем Премии Главы Республики Мордовия…
В течение пятнадцати лет Татьяна Николаевна работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В 90-х годах у нее была встреча с профессором МГПУ им. В. И. Ленина Юрием Петровичем Сокольниковым. Он возглавлял Межрегиональную Ассоциацию «Воспитание», объединившую творческих ученых и педагогов всей России. Юрий Петрович предложил Татьяне Николаевне возглавить экспериментальную площадку по созданию воспитательных систем на базе Ковылкинской школы № 1. Результатом стал Диплом III степени Российской межрегиональной Ассоциации «Воспитание», полученный школой.
В течение шести лет Татьяна Николаевна возглавляет профком учителей школы: организует встречи с ветеранами педагогического труда, чаепития, концерты, проведывает заболевших учителей на дому. Авторитет председателя профкома заслужен грамотностью, отзывчивостью, неравнодушием к жизни других.
Мы знаем Татьяну Николаевну не только как учителя, но и как классного руководителя, который умеет потребовать, но умеет и понять. Нам, своему классу, она, конечно, уделяет больше внимания, чем другим детям, как в плане учебы, так и в жизненных ситуациях. Она воспитывает в нас самостоятельность, рассудительность, твердость характера, стремление к лидерству. Ее любимые утверждения, наверное, станут нашими убеждениями: «При любых обстоятельствах нужно оставаться человеком», «Уважайте в себе человека!», «В любом деле следует  надеяться прежде всего на себя», «Каждый имеет право на ошибку». Честность, порядочность, человечность — вот те качества, которые Татьяна Николаевна ценит в людях и воспитывает в нас.
Помимо любимой химии, у Татьяны Николаевны множество различных интересов: психология, классическая музыка, дизайн интерьера, моделирование одежды, вязание. Она щедро делится своими увлечениями с учениками.
Татьяна Николаевна — истинный патриот своей Родины. Совершенно убеждена, что ни при каких обстоятельствах не захотела бы покинуть Россию, Мордовию.
Она считает себя счастливым человеком. Уверена, что школа — это ее жизнь. А ученики — продолжение жизни.
«Чужой пример-это единственная школа человечества; В другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет». Раздумывая над этими словами, я постигаю высший смысл воспитания: собственной жизнью утверждать те нравственные основы, которые должны стать ориентиром для формирования личности молодого человека. Я считаю, что мой учитель, классный руководитель — прекрасный пример для подражания. Я думаю: надо очень любить выбранное дело, сильно стремиться не зря прожить жизнь, чтобы достичь тех профессиональных и человеческих высот, которых смогла достичь Татьяна Николаевна Волкова. Ее жизнь — настоящая школа для подрастающего человечества…

26.01.2009