В судьбе природы – наша судьба. Автор Куличенко Дарья

Московский Международный Форум "Одаренные дети" Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация "Союз юных журналистов"

 Даша КУЛИЧЕНКО  

Центр творческого развития и гуманитарного образования «ДЕЛЬТА»

. Ивантеевка Московской области)

Ученица 9 класса «г» Гимназии № 6 г.Ивантеевки Московской области.

           Все знают, что в нашей стране есть самый главный Закон – Конституция. Так вот, она закрепляет за каждым человеком право на благоприятную среду обитания. Понимаете, право. Право дышать свежим воздухом, право пить кристально чистую воду, право питаться здоровой пищей, право любоваться зелеными лугами, освещаемыми ласковым солнцем, право гулять в тенистых дубравах и купаться в прозрачных водах рек и озёр. Но она же возлагает на каждого человека и обязанность эту самую среду сохранять, бережно относится к природным богатствам. Обязанность быть в ответе за окружающую нас среду, среду нашего обитания.

В газете я прочитала, что в декабре Московская областная Дума приняла Закон Московской области «Об охране окружающей среды». Как считают госу-дарственные служащие, теперь они смогут значительно лучше делать свою рабо-ту в сфере экологии, осуществлять экологический контроль и организовывать экологическое просвещение. Но достаточно ли будет только их усилий, чтобы сбе-речь окружающую среду? Не поздно ли ставятся задачи формирования эколо-гического сознания – доверительного, бережного общения общества с природой, с окружающим миром?

Посмотрите, что творится вокруг! Во что превратилась наша родная природа под натиском экологически невежественных, бездушных, эгоистичных двуногих и якобы мыслящих существ, именующих себя людьми. А ведь эти  «поко-рители» природы — ее кровные дети, но такое впечатление, что они всерьез намерены убить свою мать. Этого допустить нельзя! Поэтому очень важна сейчас работа по экологическому воспитанию.

Под экологическим воспитанием принято понимать воздействие на чувства людей, их сознание, их взгляды и представления, развивающее у них созна-тельное чувство бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние. Необходимые знания, умения и навыки поведения в окружающей среде должны прививаться человеку как правила личной гигиены. Человек должен знать природу, заботиться о природе так же осознано, как умываться и чистить зубы.

А как обстоит дело с экологическим воспитанием у нас в городе?

В этом году наш ивантеевский Центр детско-юношеского туризма и экологии «Экос» второй раз подряд добился успеха в областном конкурсе «Экология Под-московья». Мне захотелось узнать побольше об этом центре, о его работе по экологическому воспитанию и я обратилась к учителю биологии нашей Гимназии № 6 Татьяне Сергеевне Танченко, основателю и многолетнему руководителю «Экоса». Сейчас она методист центра и руководитель проекта «Вернем Земле ее цветы». Вот что рассказала мне Татьяна Сергеевна:

             «Экос» был создан двадцать лет назад и начинался как школьное лесничество с «зеленого патруля». Видя желание детей узнать побольше о природе и истории родной страны, в центре расширили направления работы, приоритетными из которых стали экология, туризм и скаутинг. Основными задачами всегда являлись воспитание у детей творческой культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране, приобщение учащихся к краеведческой деятельности, туризму, развития у них коллективизма, развития духовных чувств и пропаганда здорового образа жизни.

           В нашем центре хорошо понимают, что природу можно любить только сердцем, поэтому большая роль в работе «Экоса» отводится «глубинной экологии» — учению о взаимосвязанности всего живого в единую неразрывную сеть. Мощным воспитательным потенциалом обладает созданная в центре экологическая агитбригада, главными достоинствами которой являются мобильность, оперативность и актуальность. Ее миниатюры, спектакли и постановки были представ-лены не только в Ивантеевке, но и в других городах Подмосковья и России, на многих конференциях, митингах, форумах.

           Другое направления нашей работы — экологическое краеведение, которое содействует нравственному, патриотическому, эстетическо-му, физическому и экологическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Работы ивантеевских краеведов-экологов отмечены грамотами и дипломами областных и российских конференций.

            Уже более двадцати лет действует школьное лесничество, прово-дящее большую работу по уборке и охране четырех кварталов Пушкинс-кого лесничества и обеспечивающее охрану и рациональное использо-вание дикорастущих лекарственных и декоративных растений, а также участвующее в озеленении и благоустройстве населенных пунктов.

           Есть в «Экосе» и экологический патруль, который стоит на страже лесных массивов, окружающих наш город.

           Активно участвует «Экос“ в проведении Общероссийских дней защиты от экологической опасности. Так, в этом году был проведен традиционный фольклорный праздник встречи птиц, приуроченный ко Дню птиц. Было изготовлено и развешено большое количество скворечников, прочитаны стихи, написаны сочинения, подготовлены красочные листовки и познавательные газеты и все это было посвящено птицам.»

«Татьяна Сергеевна, расскажите о проекте „Вернем Земле ее цветы“, руко-водителем которого Вы являетесь и который стал в этом году победителем в конкурсе „Экология Подмосковья“, — попросила я учителя. Вот что я услышала в ответ:

Московский областной фестиваль детских экологических театров и агитбригад „Вернем Земле ее цветы“ уже шесть лет проводится в Ивантеевке в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности. Этот фестиваль родился в Ивантеевке, автором его идеи и неизменным организатором является наш „Экос“. Основными целями и задачами фестиваля являются: развитие и популяризация экологической работы с детьми и молодежью, привлечение населения к экологическим проблемам путем нетрадиционных форм и методов экологической пропаганды, постижение экологических проблем детьми через свое художественное творчество, пропаганда деятельности театральных коллективов, ориентированных на осмысление экологических проблем. В этом году лучшими были ребята из Пушкина в номинации „Театр“ и лицеисты из Луховиц в номинации „Агитбригада“. Сейчас „Экос“ готовится к седьмому фестивалю и наших гостей, как всегда, ждет самый радушный прием. Пока идет переписка, общение с театральными коллективами, семинары“.

Хочу добавить цитату из газеты „Пульс Ивантеевки“. Руководитель эколо-гического театра „Лесные сказки“ из Рузского района, участника фестиваля, так сказала об „Экосе“: „Пожалуй, самая важная заслуга „Экоса“ в том, что он сумел превратить Ивантеевку в центр детского экологического движения и смог сплотить вокруг себя многих юных экологов со всей Московской области. Ведь только вместе мы сможем защищать нашу Землю от экологической опасности“.

Успешная реализация поставленных перед центром задач требует, кроме энтузиазма и подвижничества, определенной помощи и содействия руководства города, так называемого «административного ресурса». Вот я и спросила: «Кто из руководителей Ивантеевки оказывает поддержку „Экосу“ в его благородной рабо-те?

Улыбнувшись, будто вспомнив о чем-то добром и хорошем, Татьяна Сер-геевна ответила: „Неоценимую помощь „Экосу“ оказывают глава Иванте-евки Елена Васильевна Суханова, руководители городского образования и культуры Надежда Алексеевна Зарубина и Александр Аркадьевич Леонов. Поддерживает нас и областные экологическое и образовательное минис-терства“.

Центр уже давно перешагнул рамки гимназии № 6, директор которой Гали-на Ивановна Лобанова самый большой друг „Экоса“. „Ученики каких школ города участвуют в работе центра?“, — мой следующий вопрос.

Сейчас почти все школы города принимают участие в работе нашего центра по различным направлениям, но наиболее активны, конеч-но же, „основатели“ из гимназии № 6. Кроме них  — ученики школ № 2 и № 7. Сегодня в „Экос“ приходят уже дети наших первых воспитанников“, — отвечает Татьяна Сергеевна.  

„У Вас большой опыт практической работы по экологического воспитанию подрастающего поколения. Какое место, по Вашему мнению, оно должно зани-мать в системах нравственного, общеобразовательного, семейного и внешкольно-го воспитания? Какой отметкой по шкале, принятой в школе, Вы можете оценить уровень экологических знаний у россиян в целом, у жителей Московской области, у взрослых ивантеевцев и ивантеевских школьников?“, — задала я сразу два воп-роса.

Наверное, везде — одно из первых. „Экос“ в переводе означает „дом“, а в доме должно быть чисто, уютно, спокойно и мирно. Тогда и все будет хорошо, — убежденно говорит Татьяна Сергеевна и, немного подумав, продолжила, — К большому сожалению только на „троечку“ да и то с натяжкой. В последнее время отмечаются сдвиги в лучшую сторону, но до твердой „тройки“ еще далековато. Так что, у нас еще много работы и мы не собираемся успокаиваться на достигнутом. Мы многому научились у сотрудников социально-экологического союза, которые поделились с нами методической и эколого-биологической литературой, у активистов „Гринпис России“, „Союза охраны птиц“ и других организаций, у специа-листов, таких как эколог А.Яблоков. Думаю, что все вместе мы сможем приблизить то время, когда люди поймут, что в судьбе природы – наша судьба“.

Завершая нашу встречу, я задала Татьяне Сергеевне последний вопрос: „Продолжил ли кто-либо из воспитанников центра свои занятии экологией на профессиональном уровне и поддерживаете ли Вы связь с ними?“.

Конечно поддерживаю, — отвечает она, – поддерживаю со всеми, а их много. Вот и руководитель „Экоса“ Елена Николаевна Сурина – его воспитанник. Среди них – преподаватели, аспиранты, выпускники и сту-денты МГУлеса, Тимирязевской Академии, биологического факультета Московского Государственного Университета“, — и называет свыше дюжины фамилий, две из которых мне знакомы.

Это Маша Савенкова и Лена Кезля. О Маше мне рассказывал папа, кото-рый приглашал ее для составления дендрологических планов земельных участ-ков, на которых будет вестись строительство. А Лена – моя соседка по подъезду.

Мне стало интересно, что они скажут о своем участи в работе „Экоса“, я сама позвонила Лене и попросила папу поговорить с Машей.

Лена Кезля окончила биологический факультет МГУ и сейчас учится в аспирантуре на кафедре микологии и альгологии. Тема ее кандидатской диссер-тации – «Разнообразие водорослей водоемов охраняемых территорий Курской области». Там расположен Центрально-черноземный заповедник. Любовь к био-логии и экологии ей привили активные занятия в «Экосе», а интерес к водорослям – практические занятия на базах Университета в Звенигороде и в Пояконде на Белом море.

Маша была членом «зеленого патруля», ездила в организуемые «Экосом» экспедиции. В 1997 году она окончила Московский государственный университет леса и получила квалификацию инженера лесного хозяйства по специальности «лесное и садово-парковое хозяйство». Сейчас Маша – руководитель пока не-большой фирмы «Формика Руфа», которую часто приглашают для выполнения работ по оценке состояния и благоустройству лесов и парковых зон, их охране от вредителей и необоснованных вырубок. У Маши работают такие же, как она, квалифицирован-ные специалисты — профессионалы и можно верить, что они не дадут в обиду наше природное богатства – живительные леса.

И Лена, и Маша с теплотой вспоминали «Экос» и Татьяну Сергеевну Тан-ченко, которая, кроме занятий в центре, была и их учителем биологии.

И еще вот что! И Лена и Маша — активные участницы президентской про-граммы увеличения народонаселения России: у Лены двое детей, а у Маши – уже трое. Молодцы! Я верю, что их дети точно вырастут экологически воспитанными защитниками нашей природы, среды нашего с вами обитания.

22.07.2007