Человек должен уважать свое призвание. Автор Копьёв Артём

Московский Международный Форум "Одаренные дети" Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация "Деловая игра" "Успех моей будущей профессии"

«Человек должен уважать свое призвание, каким бы оно ни было, и поддерживать достоинства этого призвания»

.Диккенс)

МОУ «Гимназия №12»

ученик 10В класса

Копьёв Артём

Саранск – 2007

1. Введение. «Я кончен. Зачем я жил?!!!» — воскликнул однажды русский философ и писатель В.В.Розанов [1, с.5]. В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о смысле жизни, о нравственных ценностях, о своем предназначении, о верном или неверном пути следования ему. Человек постоянно задумывается, достигнув определенного возраста или в определенной жизненной ситуации, была ли его жизнь полезной и ненапрасной. Нам, молодым, все чаще приходится  искать свои жизненные цели, просчитывать пути самореализации, выбирать, даже будучи школьником, свои «профессиональные пристрастия».

На первый взгляд может показаться, что жизнь большинства незаметна. Основная часть трудоспособных людей ходит на работу, трудится в основном рутинно, буднично, изредка – творчески. Ну какую радость может доставить токарный станок или хлебопечь, скальпель или стопка тетрадей с корявым почерком, ночное дежурство или малярный валик? Но почему-то многие люди идут по утрам и вечером туда, где не только зарабатываются малые или большие деньги, а где ощущается собственная необходимость. Туда, где они чувствуют себя повелителями станка, волшебниками хлебопечки. Туда, где только их знания и умения способны вернуть к жизни или принять в руки новую жизнь. Туда, где ждут, туда, где без них не могут.

В детстве и юности почти все романтики. Куда же девается этот юношеский порыв по достижении возраста, когда люди начинают удовлетворяться обыкновенными профессиями, обычными трудовыми буднями? Для моих сверстников этот вопрос один из актуальнейших,  а правильность выбора профессии – и цель, и мечта, и работа разума. Об этом и о многом другом мы поговорим сейчас и на примерах разных людей и различных призваний ответим на далеко не риторический вопрос: «В чем смысл жизни?»

2. Человек, призвание, профессия. «Человек ищет, должен искать и выражать свое неповторимое, уникальное «Я»… По существу, остается непроясненным и животрепещущим для каждого человека вопрос о том, как именно и благодаря чему он может обрести неповторимую индивидуальность» [2, с.329]. Человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Взаимодействуя с другими людьми, человек не только идет навстречу общему, всеобщему, усредняющему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности. И если он находит их,  значит, он нашел призвание.       

2.1. Трудовая деятельность человека как личности. Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель профессионально-трудовой деятельности. Бесцельные занятия — чем бы то ни было -  не имеют смысла. За каждым человекам как бы закрепляется определенная профессия, требующая специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются отдельные профессии. «Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы» [3, с.125]. Понятно, что трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, инициативы и т.д.

2.2. Истоки мастерства. Гете писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло… Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-то предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину  сотни разнообразных предметов» [3, с.129]. Так, врач с удовольствием смотрит, как орудует кистью художник. Художник завороженно следит за движениями стеклореза в руках стекольщика. Стекольщик не может догадаться, какой воспитательный метод применил педагог к его ребенку, после которого повысилась успеваемость сына… Хотя, безусловно, есть люди, которые в более или менее равной мере способны овладеть разными, порой полярными, профессиями. Но овладеть насколько? Из сотни человек вся сотня вполне может стать специалистами. И только часть – мастерами. В принципе, мастером может стать каждый. Но реально – далеко не все. Мастер учится всю жизнь и занят делом все время. Мастер уважает и постоянно подчеркивает достоинства своего призвания, несмотря на то, что иной раз почестей ему не воздается и фортуна не улыбается.

3. Примеры служения. Часто говорят, что не человек выбирает профессию, а профессия выбирает человека. Однако, есть призвания, которые профессией нельзя назвать – делом жизни, служением, и которые вызывают у многих сложное чувство одновременно непонимания и преклонения перед выбором человеком своего пути.

3.1. Высокое призвание. Шестнадцать лет назад в жизни русской православной Церкви и России началась новая эпоха. Ее олицетворением стал пятнадцатый Патриарх Московский и Всея Руси, Его Святейшество Алексий. Чуть более полутора десятилетия – совсем небольшой в исторической перспективе срок, но даже трудно перечислить все, что сделано за эти годы. «Обычному человеку трудно даже представить, каких титанических усилий требует от Патриарха его служение» [4, с.21]. Принять на себя такое призвание может лишь тот, в ком особая Вера, особая благодать. Он не делит людей на верующих и неверующих, на грешных и праведных, не осуждает тех, кто не смог прийти в Храм в годы безбожия. Он просто молится обо всех нас. А молитва для него — и тяжкий труд, и чистая радость: он молится как дышит. «Рассказывают, когда его спросили, как он справляется с болезнями, он ответил: «Служу…» [4, с.23].

Все понимают, что государственное и политическое устройство — не главное для Церкви. В Храмах не занимаются политикой. Однако, оказывая влияние  на внутреннее состояние своих прихожан, их жизненные принципы, понятия о справедливости, добре и зле, Церковь в целом воздействует на общественные процессы. После выхода Федерального Закона о монетизации льгот от 22 августа 2004 года, 1 января 2005 года, после того, как закон вступил в силу, в России начались акции протеста. И уже 13 января Патриарх выступил с заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Церковь не намерена указывать государству, какие именно экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной политики. Для нас важно другое: эта политика должна быть справедливой и действенной, находить понимание у народа. Последние события свидетельствуют, что эти принципы в надлежащей мере не реализованы. Каждого власть имущего сегодня призываю действовать согласно «золотому правилу» евангельской нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7.12). Власти в центре и на местах прошу как можно быстрее дать людям положенное им по закону и по высшему, нравственному праву» [4, с.90]. Это заявление вызвало широкий общественный резонанс. Но люди поняли главное: Церковь с народом и за народ; и есть человек, который служит и людям,  и Высшему Призванию. Прилагает большие усилия, чтобы не допустить «горячих точек», следуя словам Апостола: «Если возможно… будьте со всеми людьми» (Рим.12,18), и призывая по Ветхому Завету: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1,17).

3.2. Характер и призвание. Церковь призывала во все времена к любви и единению. В трудные времена  помогала выжить русскому человеку, ведя его в бой не только с отвагой и смекалкой, но и верой в Бога, и любовью к Отчизне.

«Самая трудная профессия – быть человеком», — сказал кубинский поэт и публицист XIX века Хосе Марти [1, с.559]. Но люди абсолютно всех национальностей и эпох готовы подписаться под этими словами. Человеку, кроме профессиональных принадлежностей, трудовых заслуг, квалификационных категорий, кроме призвания свыше, иногда народом даются почетные звания. Одно из таких званий – защитник Родины. И память народа веками хранит имена отважных воинов, также как и имена великих ученых, поэтов, мыслителей.

У некоторых призвание к защите Родины проявляется с самого детства. Однажды в семью Василия Ивановича Суворова, отца будущего полководца, приехал «арап Петра Великого» — генерал Ганнибал. Он-то и заметил, что маленький Саша, играя солдатиками, свободно ориентировался в тактических сложностях маневра; затем в беседах он поразился меткости суждений мальчика. Страсть к военному делу превратила хилого ребенка в закаленного юношу с помощью регулярных физических упражнений и обливаний холодной водой.

Призвание же Суворова предопределили качества его характера: целеустремленный, храбрый, умный, неуемный. Именно таким был Александр Васильевич. Опасность заставляла его работать энергичнее, а бездействие разрушало. Отстраненный от военных действий, он писал другу: «Здоровьем поослаб, хлопот пропасть… Коли какая бы мне милость, если бы дали отдохнуть хоть на один месяц, то есть выпустили бы в поле.» [5, с.155].

Смелость Суворова не имела границ. Но он не был бы великим полководцем, если бы забывал об осторожности. Решительность его, до сих пор поражающая человеческое воображение, вырастала от трех корней – безраздельного служения призванию, смелости и осторожности. «Военные добродетели, — писал Суворов, — суть отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала» [5, с.161]. Этот ряд синонимов говорит о почитании дела, которому он служил, подчеркивает его значимость.

Суворов не считался с чинами и званиями. Солдат для него был объектом уважения. Так, «По дороге в Вену, Суворов останавливался в Митаве, где жил бежавший от Наполеона претендент на французский трон, будущий король Людовик XVIII. Прежде, чем заехать к нему, полководец отправился в казармы к солдатам», где поел из полкового котла [5, с.164]. О себе Александр Васильевич говорил: «В продолжение полувека я солдат». В его военном сочинении «Наука побеждать» есть строки: «Солдат дорог, береги здоровье» [5, с.187]. У него всегда находилось время пройти ночью по палаткам, посмотреть, накрыты ли солдаты одеялами; всегда он следил за питанием солдат, постоянно заботился о наградах для храбрецов. Драгомиров писал: «Работают у того, кто сам работает, и на смерть идут у того, кто сам ее не сторонится» [5, с.190].

Суворов обладал недюжинной  гибкостью ума, умел ценить время, беспрекословно подчинялся уставу, но яростно отвергал «модный» прусский устав, проникнувший в русскую армию. Жил он без роскоши – дисциплинарно, аскетично. Но не потому, что презирал уют. Спартанский порядок делал его готовым к любому походу и сражению. Суворов всегда стремился к знаниям, он изучал многие науки, изъяснялся на нескольких языках, писал стихи. Он не любил инженерное дело, но изучал его до тонкостей.

Из приведенного примера мы видим, что характер предопределяет призвание и дело жизни. В каждом деле, в том числе и в военном, есть люди  творческого, вдохновенного труда, отличающиеся широтой знаний, крепостью духа и служением – безропотным, скромным и великим.

4. Работа и нравственность. В.Г.Белинский писал: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо быть при этом человеком» [1, с.557].    

При опросе старшеклассников о характере их будущей профессии одни опирались в ответе на критерии престижности, другие – на возможность помогать людям, а в притязаниях третьих был заложен критерий трудности данной профессии. Конечно, человек должен стремиться к успешности; должен адекватно оценивать свои способности, но при этом, опираясь на ценности жизни и культуры, просчитывать свою полезность. Можно согласиться с философами, которые считают, что ценность – это жизненная ориентация, индивидуальный выбор.  Однако, если этот выбор не приносит реальной пользы другим, как же можно назвать его «ценностью»? «Если «Я для себя» (даже для очень образованного человека), то зачем Я?» [2, с.329]. Д.С.Лихачев писал: «Жизнь – это прежде всего творчество» [6, с.7]. Но это не значит, что каждый должен быть художником, писателем или ученым. Можно и нужно творить добрую атмосферу вокруг себя. Все замечают, как приятны мелочи: когда нас ненавязчиво, но достойно обслуживают в магазинах, когда к нам любезны проводники, внимательны врачи, когда в парикмахерских стерильная чистота… А ведь это не «мелочи», а профессиональная необходимость, указывающая на то, что человек работает истинно по призванию.

Мало кому известно, но значительная часть уголовных дел против врачей, обвиненных в смерти пациента, была допущена не по причине врачебной ошибки. Всему виной – грубость и цинизм докторов в общении с умирающим пациентом и его родственниками. Люди, по своей работе «соприкасающиеся со смертями», должны быть и морально подкованными, и этически грамотными, им должно быть обязательно свойственно чувство сострадания. Если человек вырабатывает в себе привычку к чужому горю, это в какой-то степени ему помогает при определенных профессиях, но если он ее демонстрирует, то он – не человек. Философ и тантолог (наука о смерти) В.Савчук абсолютно уверен, что истинные профессионалы должны работать даже там, где они, казалось бы, уже не нужны: в хосписах, на кладбище, в крематории… И как бы это ни страшно звучало – это факт, — пишет он. – «Особенно это важно для работников хосписов. Подбадривание заботливой медсестры помогает умирающим без страха сделать шаг в мир иной, объясняя тем самым парадоксальные, на первый взгляд, факты смерти группами на дежурствах добрых и заботливых медсестер и нянь» [7, с.18]. Мы недаром обратились к этому примеру, размышляя «О работе и нравственности». По нашему мнению, он как никакой другой показывает, что человек может быть достойно верен любому делу.

5. Заключение. И все же говорить о призвании, профессиях, деле жизни, целях можно бесконечно. Есть и такие профессии, где профессиональные качества должны иной раз буквально «подавить» некоторые качества личностные (например, юриспруденция). Есть профессии, заведомо «готовящие к жертвам» в силу каких-либо обстоятельств. Есть профессии «потолок квалификации» которых достаточно низок, а нравственные ступени высоки. В своей работе мы затронули актуальные вопросы: как найти СВОЕ призвание, зависит ли выбор «дела жизни» от качеств характера, поговорили о профессиональной и общечеловеческой этике и о том, насколько важны «негромкие» профессии. Все же огромнейшее количество вопросов осталось без нашего внимания.    

Самое главное: призвание и профессия – это одно и то же? Скажем так: призвание у нас общее – быть людьми. А если его удается совмещать с личностными качествами при выполнении определенного вида деятельности–значит, нам повезло. Мы выбрали свою профессию. Мы нашли свое дело жизни. Но если наша профессия по каким-то причинам не удовлетворяет всем притязаниям, мы и ей должны служить достойно. «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастие, его восторг» .П.Чехов) [8, с.368].

22.07.2007